Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….... 3
§1. Понятие и классификация информационных технологий .................. 6
§2. Методы контроля и оценки результатов обучения информатике в школе ................................................................................................................. 9
§3. Практические аспекты организации контрольно-оценочной деятельности на уроках информатики ............................................................ 13
§4. Учебный сайт как инструмент организации элемента контрольно-оценочной деятельности учащихся на уроке информатики.......................... 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………. 29
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Одним из наиболее важных элементов учебного процесса является проверка знаний, навыков и умений, приобретенных учащимися. Разработка системы оперативного контроля, позволяющей объективно оценивать знания учащихся об имеющихся пробелах и определять пути их устранения, является одним из условий совершенствования учебного процесса в рамках предмета информатики.
Исследования показывают, что информатика как фундаментальная наука за последнее десятилетие стала ключевым элементом всей системы научных знаний и во многом определит пути формирования глобального информационного общества, основанного на знаниях.
В связи с этим растет интерес к проблеме определения места информатики в системе наук, а также к ее фундаментальным основам, историческим, философским, научно-методологическим и социокультурным аспектам, которые сегодня наблюдаются как в области науки, так и в области прикладных наук. об образовании.
Несмотря на большое количество дидактических материалов и методических рекомендаций по различным предметам обучения, адресованных учителям, многие из них испытывают большие трудности с установлением контроля над обучением учащихся. Существует формальное применение инструментов и методов проверки, в некоторых случаях субъективизм в оценке знаний учащихся и недооценка образовательной роли проверки. Учащиеся недостаточно вовлечены в оценочную деятельность, что приводит к нарушению формирования навыков самоконтроля.
Ограничение использования различных форм, методов и средств контроля снижает способность определять результаты обучения и выполнять основные функции проверки. Проверка работы школы, знаний учащихся с ее стороны является ограничением, источником стресса и беспокойства. Учителя, которые быстро продвигаются вперед, начинают со страхом и нежеланием пересматривать достигнутые результаты. В настоящее время они пытаются придать аудиту и контролю деловой характер: не только учитель проверяет успеваемость учащихся, но и сами ученики проверяют уровень своих знаний.
Кроме того, учитель проверяет себя, уровень и правильность преподавания изучаемого материала. Для проверки и оценки используются различные формы и методы.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Проблема исследования - выявить условия применения информационных технологий для организации контрольно-оценочной деятельности на уроках информатики.
Объектом исследования являются особенности применения информационных технологий для организации контрольно-оценочной деятельности на уроках информатики.
Предметом исследования является информационные технологии для организации контрольно-оценочной деятельности на уроках информатики.
Цель исследования: выявить эффективные условия применения информационных технологий для организации контрольно-оценочной деятельности на уроках информатики.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие и классификацию информационных технологий
2. Описать методы контроля и оценки результатов обучения информатике в школе.
3. Дать оценку практическим аспектам организации контрольно-оценочной деятельности на уроках информатики.
4. Проанализировать учебный сайт как инструмент организации элемента контрольно-оценочной деятельности учащихся на уроке информатики.
Для решения поставленных задач были определены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научных данных, освещённых в научных источниках.
§1. Понятие и классификация информационных технологий
В настоящее время человек окружен разнообразной информацией и информационными технологиями. С каждым годом объем необходимой человеку информации увеличивается, и в связи с этим новые методы и инструменты, разработанные для ее обработки и хранения, становятся все более актуальными и усовершенствованными.
Понятие "информационные технологии" возникло относительно недавно, в 20 веке, во время зарождения информатики. Особенность информационных технологий заключается в том, что предметом и продуктом труда в них является информация, а инструментами труда - компьютерная техника и средства связи. Информационные технологии можно широко определить как использование компьютеров, программного обеспечения (операционной системы / инструментов и приложений), средств связи и сетей для обеспечения удовлетворения информационных потребностей организации [12].
Информационные технологии (ИТ) - это широкий класс дисциплин и сфер деятельности, связанных с технологиями формирования и управления данными и информационными процессами с использованием вычислительных, вычислительных и коммуникационных технологий. Информационные технологии включают в себя все ресурсы, необходимые для управления информацией, в частности компьютеры, программное обеспечение и сети, необходимые для создания, хранения, управления, передачи и извлечения информации.
Информационные технологии могут характеризоваться такими фундаментальными свойствами, как:
1) объектом (предметом) обработки (процесса) являются данные;
2) целью процесса является получение информации;
3) средствами осуществления процесса являются программное обеспечение, аппаратные средства и аппаратно-программные вычислительные комплексы;
4) процессы обработки данных подразделяются на операции в соответствии с определенной тематической областью;
5) выбор контролирующего воздействия на процессы должен осуществляться лицами, принимающими решения;
6) критериями оптимизации процесса являются своевременность предоставления информации пользователю, ее достоверность и полнота.
Как и любая технология, она должна отвечать следующим требованиям: обеспечить разделение процесса обработки информации на этапы, операции и действия; включить все необходимые элементы для достижения цели; внедрение информационных технологий должно быть регулярным [15].
Чтобы оценивать, грамотно разрабатывать и использовать информационные технологии в общественной жизни, необходимо их классифицировать. Выделяются следующие виды информационных технологий (рисунок 1).
Рис. 1. Классификация информационных технологий
Рассмотрим каждый тип более подробно.
1. Информационные технологии для обработки данных. Этот тип используется для решения хорошо структурированных задач, для которых доступны необходимые входные данные, известны алгоритмы и другие стандартные процедуры
2. Управление информационными технологиями. Целью этого типа технологий является удовлетворение информационных потребностей всех сотрудников компании, участвующих в процессе принятия решений. Это может быть полезно на любом административном уровне.
3. Информационные технологии для поддержки принятия решений. Эту технологию можно использовать на любом уровне управления. Его особенностями являются:
- ориентация на решение слабо структурированных (формализованных) задач;
- сочетание традиционных методов доступа к компьютерным данным и их обработки с возможностями математических моделей и методов решения задач на их основе.
4. Информационные технологии экспертных систем. Наибольший прогресс среди компьютерных информационных систем был отмечен в области разработки экспертных систем. Этот тип информационных технологий основан на использовании искусственного интеллекта [13].
Экспертные системы предоставляют руководителю или специалисту возможность получить экспертную консультацию по проблемам, которые известны в этих системах. В связи с развитием информационных технологий и компьютеризацией экономики информационная безопасность становится одним из важнейших вопросов в деятельности компании. Управление ИТ-безопасностью состоит из процессов, которые позволяют организационной структуре и технологиям защищать ИТ-операции и активы организации от внутренних и внешних угроз, преднамеренных или иных. Эти процессы служат для обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности ИТ-систем.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1985.
2. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.М. Психология усвоения знаний в школе. - М., 1959.
3. Бочкин А.И. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие. - Минск: Вышэйш. шк., 1998.
4. Велихович Л.С. Программа курса информатики // Информатика: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября». - 1995. - № 11.
5. Вихрев В.В., Федосеев А.А., Христовский С.А. Практическое внедрение информационных технологий на основе метода проектов // Педагогическая информатика. - 1993. - №1.
6. Головицына М.В. Информационные технологии в экономике. [Электронный ресурс]: учебное пособие / М.В. Головицына. 3-е изд. М. Саратов: ИнтернетУниверситет Информационных Технологий (ИНТУИТ), Ай Пи Ар Медиа, 2020. 589 c. ISBN 978-5-4497-0344-6. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/89438.html/ (дата обращения: 10.06.2024).
7. Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование. Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики: учебное пособие /А.С. Готлиб. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Флинта: МПСИ, 2005
8. Информационные технологии. Базовый курс: учебник / А.В Костюк, С.А. Бобонец, А.В. Флегонтов, А.К. Черных. 2-е изд., стер. СПб.: Издательство «Лань», 2019. 604с.
9. Искусство современного урока: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / О.С. Булатова. 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр “ Академия”, 2007-256с
10. Киселев Г.М. Реализация тестовой системы контроля знаний в Excel. М. - 2018. - 328 с.
11. Кузнецов А.А. Контроль и оценка результатов обучения в условиях внедрения стандартов образовании // Педагогическая информатика. - 1997. -№1.
12. Лапчик М.П. Методика преподавания информатики: Учеб. Пособие для студ. Пед. Вузов / М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер; Под общей ред. М.П. Лапчика. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 624с.
13. Левина Н.С. О проблемах начальной профессиональной подготовки учащихся средних школ // информатика. прил. к газ. «Первое сентября». - 1995. - № 4.
14. Левинская Т.В. Тестовый контроль знаний по математике в 9, 11 классах // Материалы фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2006 - 2007.
15. Лукин С.Н. Visual Basic: Самоучитель для начинающих. М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2004.
16. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования: Как выбирать, создавать и использовать тесты для системы образования. - М., 2000.
17. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений/ М.В. Шакурова. 4-е изд., стер.-М.: Издательский центр “Академия”, 2007.-272с. 41.
18. Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Информатика / Под ред. Е.К. Хеннера. - М.: Академия, 1999.
19. Никандров В.В., Новочадов В.В. Метод тестирования в психологии: Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2003. .
20. Николаева В.А. Методика проведения занятий по изучению PowerPoit // ИНФО. - 1999. - № 8 - 10.
21. О минимальном содержании образовательных программ основной общеобразовательной школы // Информатика. 1997. № 79.
22. Основы коррекционной педагогики: учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб.заведений/ А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; под ред. В.А. Сластенина. 4-е изд., стер.-М.: издательский ценр “ Академия”, 2007.-272с.
23. Пак Н.И., Семенов С.В. Из опыта использования метода проектов в курсе информатики средней школы // педагогическая информатика. - 1997. - №1.
24. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. Институтов/ П24 Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин и др.; Под ред. Ю.К. Бабанского. - 2-е изд., доп. И перераб. - М.., Просвещение, 1988.ю - 479с.
25. Решетников В.И. Формирование у школьников приемов умственной деятельности как один из путей успешного обучения: Метод. Рекомендации в помощь учителю. - Владимир, 1974.
26. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. - М.: Школа-Пресс, 1994.
27. Семакин И.Г., Шейна Т. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.
28. Семенюк Э.П. информационный подход к познанию действительности: Монография. - Киев: Наук. Думка, 1988.
29. Симонович С., Евсеев Г., Алексеев А. специальная информатика: Учеб. пособие. - М., 1998.
30. Скакун В.А. Преподавание общетехнических и специальных предметов в училищах профтехобразования: Профпедагогика. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 1980. - 25с.
31. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений. - М.: Школа-Пресс, 1997.
32. Сычев Н.А., Алсынбаева Л.Г. профессиональная подготовка по информатике для школьников // ИНФО. - 1998. - № 5. - С. 33-38.
33. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений /В.И. Загвязинский -4-е изд., стер-М.: Издательский центр “ Академия” 2007-272 с.
34. Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения / А.В. Усова. - М.: Педагогика, 1986. - 176 с.
35. Хамалайнен К. Обеспечение качества в Скандинавском высшем образовании - практика подобная аккредитации. Специальный документ 2 ENQA / К. Хамалайнен // Хельсинки: ENQA. 52.